Монголия
Опубликовано ср, 07/22/2020 - 15:01 пользователем admin
Погода Виза Посольство Статьи Фотогалерея Отели Туры Карты |
||
Флаг Монголии | Герб Монголии |
Национальный гимн Монголии (слушать ) | |
Дата независимости | 29 декабря 1911 (от Цинской империи) |
Официальный язык | Монгольский |
Столица | Улан-Батор |
Крупнейшие города | Улан-Батор, Эрдэнэт, Дархан |
Форма правления | Парламентарная республика |
Президент Премьер-министр |
Намбарын Энхбаяр Санжагийн Баяр |
Территория • Всего • % водной поверхн. |
18-я в мире 1 564 116 км² 0,6 |
Население • Всего (2006) • Плотность |
139-е в мире 2 832 224 чел. 1,8 чел./км² |
ВВП • Итого (2006) • На душу населения |
152-й в мире $5,781 млрд. $2 000 |
Валюта | Монгольский тугрик (MNT, код 96) |
Интернет-домены | .mn |
Телефонный код | +976 |
Часовые пояса | UTC +7 … +8 |
Монго́лия (монг. Монгол Улс) — государство в Восточно-Центральной Азии. Граничит с Россией на севере и с Китаем на юге, не имеет выхода к морю. Площадь 1 564 116 км².
Население — 2,832 млн человек (на июль 2006 года). На один квадратный километр приходится 1,8 человека. 85 % населения — монголы, главным образом халха-монголы (в том числе группы элжгин и дариганга (31,9 тыс., 2000), а также хотогойт-монголы, дархаты, сартулы, зун-узумчины (1700 чел., 1945), урянхайцы (25,2 тыс., 2000), хотоны, буряты (70 тысяч), шинэ-баргуты (около 1000 чел., 1947), захчины (29,8 тыс., 2000), торгуты, баяты (50,8 тыс., 2000 г.), хошуты, мянгаты, олёты, харачины, чахары, тумэты), 7 % — казахи и киргизы, 4,6 % — дурбэты (западно-монгольское племя) и 3,4 % — другие этнические группы (хамниганы, русские, китайцы, тюркоязычные цаатаны, (уйгуро)-урянхайцы, тувинцы). Около 5 миллионов монголов живут вне Монголии (в том числе св. 4,8 млн в Китае).
Официальный язык — монгольский, старшее поколение в городах говорит и понимает и по-русски. Более 85 % населения говорит на монгольском. С 2007 года русский язык является обязательным к изучению во всех школах. Обучение ведётся на монгольском языке. В средних школах изучают традиционную монгольскую письменность. В Баян-Улэгэйском аймаке изучают казахский язык.
История Монголии
Первые шаги Монголии на пути к государству
В начале XII века разрозненные монгольские племена предприняли первую попытку объединиться и создать государство, которое напоминало скорее союз племён и вошло в историю под названием Хамаг монгол. Его первым правителем был Хайду-хан. Его внук Хабул-хан был уже в состоянии одержать временную победу над соседними районами Северного Китая, и от него откупились небольшой данью. Однако его преемник Амбагай-хан был схвачен враждебным монгольским племенем татар (в дальнейшем, название «татары» было закреплено за тюркскими народностями) и передан китайцам, которые предали его мучительной казни. Через несколько лет татарами был убит Есугэй-багатур (монг. Есүхэй баатар), отец Темучина (монг. Тэмүүжин) — будущего покорителя мира Чингисхана.
Темучин провёл детство и юные годы в нужде. К власти он шёл постепенно, сначала ему оказал покровительство Ван-хан, правитель кереитов в Центральной Монголии. Как только Темучин обрел достаточное количество сторонников, он покорил три самых сильных государства в Монголии: татарское на востоке (1202), своих бывших покровителей кереитов в Центральной Монголии (1203) и найманов на западе (1204). На курултае — съезде монгольских племён в 1206 году — он был провозглашён верховным ханом всех монголов и получил титул Чингисхана.
Создание империи Чингисхана и монгольские завоевания в XIII веке
Монгольское государство появилось в 1206 в результате объединения монгольских племён Чингисханом. Чингисхан правил Монголией с 1206 по 1227. Монгольское государство значительно расширилось, вобрав в себя территории Китая (Улус Великого Хана), Средней Азии (Чагатайский улус), Ирана (Государство Ильханов) и России (улус Джучи или Золотая Орда). Однако вследствие значительных различий культур захваченных земель государство оказалось неоднородным, и вскоре начался процесс распада.
Монгольская династия Юань в Китае (1271—1368)
В 1260 после перенесения столицы из Каракорума в Пекин, в Монголии началось проникновение буддизма. В результате антимонгольского восстания династия Чингизидов в Китае была свергнута, а Китай отделился от Монголии. Ослабленная многовековой борьбой Монголия сама оказалась объектом экспансии.
Позднемонгольские государства в составе империи Цинн
В 1636 маньчжуры оккупируют Внутреннюю Монголию (ныне автономный район Китая), а в 1691 Монголия входит в состав империи Цин, во главе которого стояла маньчжурская знать. Вновь Монголия обретает независимость в 1911 после Синьхайской революции в Китае. Столицей становится город Урга. Затем диктатором Монголии стал русский барон Унгерн, а в 1921 Монголия обрела собственное национальное правление. Вполоть до окончания Второй мировой войны единственным государством, признающим независимость Монголии, был СССР. После признания независимости со стороны Китая Монголию признали другие государства. Китай несколько раз ставил вопрос о возвращении "Внешней Монголии", но получал категорический отказ со стороны СССР. Последней страной, признавшей независимость Монголии, стала Китайская Демократическая Республика (самопровозглашенное государство на острове Тайвань) в связи с потерей националистической партией Гоминьдан в 2002 году большинства в парламенте.
Монгольская Народная Республика
В 1921—1990 Монголия была социалистическим государством, а её руководство пыталось смоделировать в ней копию советской системы. После смерти Сухэ-Батора в стране полтора десятка лет сменяли друг друга у власти недолговечные лидеры (Амар, Гэндэн и др.), пока в конце 1930-х гг. власть не захватил маршал Чойбалсан. Его правление рассматривают сейчас двояко: с одной стороны, масштаб репрессий был весьма велик (почти полностью уничтожено духовенство, дворянство, оппозиция в партии), с другой — в стране произошла модернизация, и из аграрной страны Монголия превратилась в аграрно-индустриальную. В 1952—1984 во главе страны стоял бывший соратник Чойбалсана Ю. Цеденбал, а после него — Ж. Батмунх. С 1990 г., в связи с ослаблением влияния СССР, в стране начинаются ограниченные реформы, возникают несколько оппозиционных партий, однако позиции правящей МНРП по-прежнему сильны.
Государственное устройство
Монголия — парламентская республика. Действует Конституция Монголии от 13 января 1992 года, вступившая в силу 12 февраля 1992 года.
В июле 1921 городе в Урге (ныне Улан-Батор) провозглашена независимость Монголии.
26 ноября 1924 года парламент страны (Великий народный хурал — ВНХ) провозгласил создание Монгольской Народной Республики (МНР) и принял первую конституцию. Вплоть до 1990 г. в Монголии существовал однопартийный режим Монгольской народно-революционной партии.
21 ноября 1991 года Великий народный хурал принял решение изменить название страны и после вступления в силу новой конституции (12 февраля 1992 года) МНР стала называться Монголия.
Глава государства — президент, избираемый на альтернативной основе путём всеобщего прямого и тайного голосования сроком на 4 года. Президент может переизбираться ещё на один срок.
В отсутствие президента функции главы государства исполняет председатель Великого государственного хурала. Президент является также главнокомандующим вооруженных сил страны.
Законодательную власть осуществляет парламент — Великий государственный хурал (ВГХ) в составе 76 членов, избираемых всенародно путём тайного голосования сроком на 4 года. Возглавляют ВГХ председатель, зампред и генсекретарь, избираемые тайным голосованием из его состава.
Исполнительную власть осуществляет правительство, формируемое ВГХ по предложению премьер-министра и согласованию с президентом. Кандидатуру главы Кабинета министров представляет на рассмотрение ВГХ президент. Правительство подотчётно ВГХ.
На местах власть осуществляют органы местного самоуправления: аймачные, городские, районные и сомонные хуралы, депутаты которых избираются населением сроком на 4 года.
Политическое устройство
С июля 1996 по июль 2000 г. страной управляла коалиция новых партий, одержавших победу на парламентских выборах в июне 1996. Крупнейшей в коалиции являлась Монгольская национально-демократическая партия (НДП), образованная в 1992 на базе слияния ряда либеральных и консервативных партий и группировок. В 2001 НДП была переименована в Демократическую партию. В коалицию вошли также Монгольская социал-демократическая партия (МСДП, основана в 1990), Партия Зелёных (экологическая) и Религиозная демократическая партия (клерикально-либеральная, создана в 1990).
На выборах 2000 к власти вернулась ранее правившая Монгольская народно-революционная партия (МНРП). МНРП была создана как Монгольская народная партия на основе слияния в июле 1920 двух подпольных революционных кружков. Программа партии, принятая на её I съезде в марте 1921 ориентировалась на «антиимпериалистическую, антифеодальную народную революцию». С июля 1921 МНП стала правящей партией, установила тесные связи с российскими коммунистами и Коминтерном. III съезд МНП в августе 1924 официально провозгласил курс на переход от феодализма к социализму, «минуя капитализм», что было закреплено в партийной программе, принятой на IV съезде в 1925. В марте 1925 МНП переименовали в МНРП, которая превратилась в марксистско-ленинскую партию. Программа, одобренная X съездом (1940), предусматривала переход от «революционно-демократического этапа» развития к социалистическому, а программа 1966 — завершение «строительства социализма». Однако в начале 1990-х МНРП официально отказалась от марксизма-ленинизма и стала выступать за переход к рыночной экономике при сохранении стабильности общества и подъеме благосостояния населения. Новая программа, принятая в феврале 1997, определяет её как демократическую и социалистическую партию.
Население — 2,832 млн человек (на июль 2006 года). На один квадратный километр приходится 1,8 человека. 85 % населения — монголы, главным образом халха-монголы (в том числе группы элжгин и дариганга (31,9 тыс., 2000), а также хотогойт-монголы, дархаты, сартулы, зун-узумчины (1700 чел., 1945), урянхайцы (25,2 тыс., 2000), хотоны, буряты (70 тысяч), шинэ-баргуты (около 1000 чел., 1947), захчины (29,8 тыс., 2000), торгуты, баяты (50,8 тыс., 2000 г.), хошуты, мянгаты, олёты, харачины, чахары, тумэты), 7 % — казахи и киргизы, 4,6 % — дурбэты (западно-монгольское племя) и 3,4 % — другие этнические группы (хамниганы, русские, китайцы, тюркоязычные цаатаны, (уйгуро)-урянхайцы, тувинцы). Около 5 миллионов монголов живут вне Монголии (в том числе св. 4,8 млн в Китае).
Официальный язык — монгольский, старшее поколение в городах говорит и понимает и по-русски. Более 85 % населения говорит на монгольском. С 2007 года русский язык является обязательным к изучению во всех школах. Обучение ведётся на монгольском языке. В средних школах изучают традиционную монгольскую письменность. В Баян-Улэгэйском аймаке изучают казахский язык.
История Монголии
Первые шаги Монголии на пути к государству
В начале XII века разрозненные монгольские племена предприняли первую попытку объединиться и создать государство, которое напоминало скорее союз племён и вошло в историю под названием Хамаг монгол. Его первым правителем был Хайду-хан. Его внук Хабул-хан был уже в состоянии одержать временную победу над соседними районами Северного Китая, и от него откупились небольшой данью. Однако его преемник Амбагай-хан был схвачен враждебным монгольским племенем татар (в дальнейшем, название «татары» было закреплено за тюркскими народностями) и передан китайцам, которые предали его мучительной казни. Через несколько лет татарами был убит Есугэй-багатур (монг. Есүхэй баатар), отец Темучина (монг. Тэмүүжин) — будущего покорителя мира Чингисхана.
Темучин провёл детство и юные годы в нужде. К власти он шёл постепенно, сначала ему оказал покровительство Ван-хан, правитель кереитов в Центральной Монголии. Как только Темучин обрел достаточное количество сторонников, он покорил три самых сильных государства в Монголии: татарское на востоке (1202), своих бывших покровителей кереитов в Центральной Монголии (1203) и найманов на западе (1204). На курултае — съезде монгольских племён в 1206 году — он был провозглашён верховным ханом всех монголов и получил титул Чингисхана.
Создание империи Чингисхана и монгольские завоевания в XIII веке
Монгольское государство появилось в 1206 в результате объединения монгольских племён Чингисханом. Чингисхан правил Монголией с 1206 по 1227. Монгольское государство значительно расширилось, вобрав в себя территории Китая (Улус Великого Хана), Средней Азии (Чагатайский улус), Ирана (Государство Ильханов) и России (улус Джучи или Золотая Орда). Однако вследствие значительных различий культур захваченных земель государство оказалось неоднородным, и вскоре начался процесс распада.
Монгольская династия Юань в Китае (1271—1368)
В 1260 после перенесения столицы из Каракорума в Пекин, в Монголии началось проникновение буддизма. В результате антимонгольского восстания династия Чингизидов в Китае была свергнута, а Китай отделился от Монголии. Ослабленная многовековой борьбой Монголия сама оказалась объектом экспансии.
Позднемонгольские государства в составе империи Цинн
В 1636 маньчжуры оккупируют Внутреннюю Монголию (ныне автономный район Китая), а в 1691 Монголия входит в состав империи Цин, во главе которого стояла маньчжурская знать. Вновь Монголия обретает независимость в 1911 после Синьхайской революции в Китае. Столицей становится город Урга. Затем диктатором Монголии стал русский барон Унгерн, а в 1921 Монголия обрела собственное национальное правление. Вполоть до окончания Второй мировой войны единственным государством, признающим независимость Монголии, был СССР. После признания независимости со стороны Китая Монголию признали другие государства. Китай несколько раз ставил вопрос о возвращении "Внешней Монголии", но получал категорический отказ со стороны СССР. Последней страной, признавшей независимость Монголии, стала Китайская Демократическая Республика (самопровозглашенное государство на острове Тайвань) в связи с потерей националистической партией Гоминьдан в 2002 году большинства в парламенте.
Монгольская Народная Республика
В 1921—1990 Монголия была социалистическим государством, а её руководство пыталось смоделировать в ней копию советской системы. После смерти Сухэ-Батора в стране полтора десятка лет сменяли друг друга у власти недолговечные лидеры (Амар, Гэндэн и др.), пока в конце 1930-х гг. власть не захватил маршал Чойбалсан. Его правление рассматривают сейчас двояко: с одной стороны, масштаб репрессий был весьма велик (почти полностью уничтожено духовенство, дворянство, оппозиция в партии), с другой — в стране произошла модернизация, и из аграрной страны Монголия превратилась в аграрно-индустриальную. В 1952—1984 во главе страны стоял бывший соратник Чойбалсана Ю. Цеденбал, а после него — Ж. Батмунх. С 1990 г., в связи с ослаблением влияния СССР, в стране начинаются ограниченные реформы, возникают несколько оппозиционных партий, однако позиции правящей МНРП по-прежнему сильны.
Государственное устройство
Монголия — парламентская республика. Действует Конституция Монголии от 13 января 1992 года, вступившая в силу 12 февраля 1992 года.
В июле 1921 городе в Урге (ныне Улан-Батор) провозглашена независимость Монголии.
26 ноября 1924 года парламент страны (Великий народный хурал — ВНХ) провозгласил создание Монгольской Народной Республики (МНР) и принял первую конституцию. Вплоть до 1990 г. в Монголии существовал однопартийный режим Монгольской народно-революционной партии.
21 ноября 1991 года Великий народный хурал принял решение изменить название страны и после вступления в силу новой конституции (12 февраля 1992 года) МНР стала называться Монголия.
Глава государства — президент, избираемый на альтернативной основе путём всеобщего прямого и тайного голосования сроком на 4 года. Президент может переизбираться ещё на один срок.
В отсутствие президента функции главы государства исполняет председатель Великого государственного хурала. Президент является также главнокомандующим вооруженных сил страны.
Законодательную власть осуществляет парламент — Великий государственный хурал (ВГХ) в составе 76 членов, избираемых всенародно путём тайного голосования сроком на 4 года. Возглавляют ВГХ председатель, зампред и генсекретарь, избираемые тайным голосованием из его состава.
Исполнительную власть осуществляет правительство, формируемое ВГХ по предложению премьер-министра и согласованию с президентом. Кандидатуру главы Кабинета министров представляет на рассмотрение ВГХ президент. Правительство подотчётно ВГХ.
На местах власть осуществляют органы местного самоуправления: аймачные, городские, районные и сомонные хуралы, депутаты которых избираются населением сроком на 4 года.
Политическое устройство
С июля 1996 по июль 2000 г. страной управляла коалиция новых партий, одержавших победу на парламентских выборах в июне 1996. Крупнейшей в коалиции являлась Монгольская национально-демократическая партия (НДП), образованная в 1992 на базе слияния ряда либеральных и консервативных партий и группировок. В 2001 НДП была переименована в Демократическую партию. В коалицию вошли также Монгольская социал-демократическая партия (МСДП, основана в 1990), Партия Зелёных (экологическая) и Религиозная демократическая партия (клерикально-либеральная, создана в 1990).
На выборах 2000 к власти вернулась ранее правившая Монгольская народно-революционная партия (МНРП). МНРП была создана как Монгольская народная партия на основе слияния в июле 1920 двух подпольных революционных кружков. Программа партии, принятая на её I съезде в марте 1921 ориентировалась на «антиимпериалистическую, антифеодальную народную революцию». С июля 1921 МНП стала правящей партией, установила тесные связи с российскими коммунистами и Коминтерном. III съезд МНП в августе 1924 официально провозгласил курс на переход от феодализма к социализму, «минуя капитализм», что было закреплено в партийной программе, принятой на IV съезде в 1925. В марте 1925 МНП переименовали в МНРП, которая превратилась в марксистско-ленинскую партию. Программа, одобренная X съездом (1940), предусматривала переход от «революционно-демократического этапа» развития к социалистическому, а программа 1966 — завершение «строительства социализма». Однако в начале 1990-х МНРП официально отказалась от марксизма-ленинизма и стала выступать за переход к рыночной экономике при сохранении стабильности общества и подъеме благосостояния населения. Новая программа, принятая в феврале 1997, определяет её как демократическую и социалистическую партию.
Помимо двух основных политических сил, в Монголии действуют и другие партии и организации: Объединённая партия национальных традиций, объединившая в 1993 несколько правых группировок, Альянс родины (включил Монгольскую демократическую новую социалистическую партию и Монгольскую партию труда) и др.
Текущая политическая ситуация
11 января 2006 в Монголии разразился внутриполитический кризис, начавшийся с раскола кабинета министров — Народно-революционная партия (НРП, бывшая коммунистическая партия) заявила о своём выходе из коалиционного правительства.
12 января в Улан-Баторе произошли массовые беспорядки. Около полутора тысяч сторонников премьер-министра Цахиагийна Элбэгдоржа, представляющего Демократическую партию (ДП), собрались на центральной площади Улан-Батора на акцию протеста против решения НРП. Они выбили стеклянные двери главного входа штаб-квартиры НРП и, несмотря на сопротивление 300 полицейских, ворвались в здание. Никого из руководства партии нападающие не обнаружили, но несколько часов здание находилось под их контролем.
Эти действия привели к нарушению своеобразного «перемирия» между двумя крупнейшими политическими силами страны. Нынешняя правительственная коалиция была сформирована в результате сложных и длительных переговоров после выборов 2004 года, когда ни одна из двух основных партий не получила достаточного количества мест в парламенте для самостоятельного формирования правительства. НРП получила 38 мест из 76, ДП — 34 места. По итогам переговоров НРП получила 10 из 18 министерских портфелей, а ДП — 8 и пост председателя правительства. Им стал Цахиагийн Элбэгдорж — бывший журналист и диссидент, получивший образование в США.
Беспорядкам предшествовал скандал в правительстве, в результате которого председатель НРП Мьегомбо Энхболд обратился по телевидению к премьер-министру, призвав его немедленно уйти в отставку как не справившегося с решением основных проблем монгольского общества — бедностью, безработицей и коррупцией. Глава правительства отказался это сделать, после чего 10 министров, представляющих НРП, объявили о выходе из состава кабинета. По конституции, правительство таким образом утратило легитимность.
Вечером 13 января парламент Монголии проголосовал за отставку коалиционного правительства.
29 января 2006 Сформировано новое правительство. Практически полный контроль получила Народно-революционная партия.
В 2008 г. в результате неоднозначных итогов парламентских выборов сторонники Демократической партии организовали беспорядки, которые привели к жертвам. Беспорядки были подавлены, а лидер партии Элбэгдорж был вынужден уйти из политики.
География
Монголия имеет площадь 1 564 116 км² и в основном представляет собой плато, приподнятое на высоту 900—1500 м над уровнем моря. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов. Самый высокий из них — Монгольский Алтай,
ротянувшийся на западе и юго-западе территории страны на расстояние 900 км. Его продолжением являются более низкие, не образующие единого массива хребты, получившие общее название Гобийский Алтай.
Вдоль границы с Сибирью на северо-западе Монголии расположены несколько хребтов, не образующих единого массива: Хан Хухэй, Улан Тайга, Восточный Саян, на северо-востоке — горный массив Хэнтэй, в центральной части Монголии — массив Хангай, разделяющийся на несколько самостоятельных хребтов.
Пустыня Гоби — Южногобийский аймак, МонголияНа восток и юг от Улан-Батора в сторону границы с Китаем высота Монгольского плато постепенно понижается, и оно переходит в равнины — плоские и ровные на востоке, холмистые на юге. Юг, юго-запад и юго-восток Монголии занимает пустыня Гоби, которая продолжается на севере центральной части Китая. По ландшафтным признакам Гоби — пустыня отнюдь не однородная, она состоит из участков песчаных, скалистых, покрытых мелкими осколками камней, ровных на многие километры и холмистых, разных по цвету — монголы выделяют особо Желтую, Красную и Чёрную Гоби. Наземные источники воды здесь очень редки, но уровень подземных вод высокий.
Реки Монголии рождаются в горах. Большинство из них — верховья великих рек Сибири и Дальнего Востока, несущих свои воды в сторону Северного Ледовитого и Тихого океанов. Самые крупные реки страны — Селенга (в границах Монголии — 600 км), Керулен (1100 км), Онон (300 км), Халхин-гол, Кобдо и др. Самая полноводная — Селенга. Она берёт начало с одного из хребтов Хангая, принимает в себя несколько крупных притоков — Орхон, Хануй-гол, Чулутын-гол, Дэлгэр-мурэн и др. Скорость её течения — от 1,5 до 3 м в секунду. В любую погоду её быстрые холодные воды, текущие в глинисто-песчаных берегах, а потому всегда мутные, имеют тёмно-серый цвет. Селенга замерзает на полгода, средняя толщина льда — от 1 до 1,5 м. Имеет два паводка в году: весенний (снеговой) и летний (дождевой). Средняя глубина при самом низком уровне воды — не менее 2 м. Покинув пределы Монголии, Селенга течёт по территории Бурятии и впадает в Байкал.
Реки в западной и юго-западной частях страны, стекая с гор, попадают в межгорные котловины, выхода в океан не имеют и, как правило, заканчивают свой путь в одном из озёр.
В Монголии насчитывается свыше тысячи постоянных озёр и гораздо большее количество временных, образующихся в период дождей и исчезающих в период засухи. В раннечетвертичный период значительная часть территории Монголии представляла собой внутреннее море, разделившееся позднее на несколько крупных водоёмов. Нынешние озёра — то, что от них осталось. Самые крупные из них находятся в котловине Больших озёр на северо-западе страны — Убсу-нур, Хара-Ус-нур, Хиргис-нур, глубина их не превышает нескольких метров. На востоке страны имеются озера Буйр-нур и Хух-нур. В гигантской тектонической впадине на севере Хангая расположено озеро Хубсугул (глубина до 238 м), схожее с Байкалом по составу воды, реликтовой флоре и фауне.
Климат
В Монголии резко континентальный климат с суровой зимой и сухим жарким летом. В столице, городе Улан-Баторе, расположенном примерно посередине между горными массивами северо-запада и пустынной засушливой зоной юго-востока страны, температура колеблется от минус 25° С ÷ 35° С зимой до плюс 25° С ÷ 35° С летом. Улан-Батор — одна из самых холодных зимних столиц в мире: самый холодный месяц — январь. Самый тёплый месяц — июль.
Если на северо-западе ежегодно выпадает 250—510 мм осадков, то в Улан-Баторе — лишь 230—250 мм, ещё меньше осадков выпадает в пустынной области Гоби
Религия
Официальная религия Монголии — буддизм (94 %). Как и в каждой стране, он имеет здесь национальную специфику. Исторические свидетельства дают основание утверждать, что, начиная со II в. до н. э., протомонгольские народы (хунну, сяньби, кидани) были знакомы с буддизмом. Непосредственно сами монголы впервые столкнулись с ним в период завоевательных походов Чингис-хана (кон. XII — нач. XIII в.). Буддизм исповедовали четыре народа, государства которых были завоёваны Чингис-ханом, — уйгуры, кидани, тангуты, китайцы. В первой половине XIII в. монгольские ханы не выделяли буддизм среди прочих религий и не оказывали ему никакого предпочтения. В те времена, бывшие периодом наивысшего расцвета монгольского государства, буддистам пришлось встретить серьёзных соперников при дворе монгольских ханов в лице мусульманских, несторианских и католических миссионеров, за спинами которых стояли правители азиатских и европейских государств. При дворе монгольского императора Китая Хубилая в Ханбалыке (совр. Пекин) основными соперниками буддистов были официальные придворные шаманы. Окружая себя буддистами, Хубилай проявлял в тот период лишь видимость интереса к морально-этическим аспектам их религии. Куда более привлекательными ему казались соревнования буддистов и шаманов в технике владения магическими приёмами. Практика буддийской Тантры в виде культа женского энергетического начала Вселенной (санскр. праджня, тиб. юм) получила большое признание при дворе последнего представителя монгольской династии Юань — Тогон-Тэмура (1320—1368), что немало содействовало падению нравов при дворе Вторая волна буддизма в виде учения школы Гэлуг пришла в Монголию во второй половине XVII в. На этот раз монгольский феодализм оказался достаточно подготовленным к восприятию новой религии. Феодальная знать Монголии охотно пошла навстречу теократическим устремлениям Тибета, ибо его поддержка немало значила в той борьбе за единую власть в Монголии, которая шла между потомками Чингис-хана. С кон. XVI по кон. XVIII в. было принято более 20 законодательных актов, преследующих шаманство и оказывающих законодательную поддержку новой религии. Тем самым состоялось её официальное признание. Однако по-настоящему буддизм в Монголии закрепил свои позиции тогда, когда сумел войти в контакт с народными верованиями монголов, которые помимо шаманства включали в себя следующие культы: Вечного Синего Неба, Матери-земли, ландшафтных божеств (духов — хозяев гор, озер и др. местностей), огня (богини огня, хозяйки домашнего очага), промысловые культы (охотничьи, скотоводческие) и специфический для Монголии культ Чингис-хана как духа-предка и покровителя всего монгольского народа. Все они прошли соответствующую «обработку» буддизмом и после некоторой трансформации и адаптации, сохранив почти неизменным и свой традиционный облик и место в системе мировоззрения народа, вошли в состав буддийской культовой практики. Этот процесс продолжался более двухсот лет, и вряд ли его можно было считать законченным даже к началу XX в., ибо ни народное мировоззрение монголов, ни буддизм в целом не обладали стабильностью и замкнутостью завершённых систем и были доступны различным ритуальным нововведениям. Началом современной эпохи истории буддизма в Монголии можно считать встречу третьего главы наиболее значимой в тот момент в Тибете буддийской школы Гэлуг Соднам Джамцо с правителем тумэтов Алтан-ханом, состоявшуюся в 1576. Во время этой встречи и родился титул «Далай-лама», который был начертан на золотой печати, врученной Алтан-ханом тибетскому иерарху. В 1578 съезд всех князей Монголии с участием Далай-ламы принял решение о принятии буддизма в качестве государственной религии.
Монастырь в г.ЦэцэрлэгВ 1588 г. халхаский хан Абатай построил первый на Халхе буддийский монастырь Эрдэнэ-цзу. А в 1589 г. только что родившийся внук Алтан-хана Туметского был объявлен перерождением (хубилганом) умершего годом раньше Соднам Джамцо, в 1604 г. его отвезли в Тибет и провозгласили Далай-ламой IV Ёндон Джамцо. Уже в кон. XVI — пер. пол. XVII в. в среде монгольских феодалов появляется ряд крупных фигур, носителей духовного звания, сыгравших значительную роль в истории распространения и утверждения буддизма в Монголии. Это Нэйджи-тойн (1557—1653); ойратский Зая-пандита Намкай-Джамцо (1593—1662), Богдо-гэген Дзанабадзар (1635—1723). Последний в 1691 стал главой буддийской сангхи Монголии и, благодаря исключительному художественному дарованию, вошел в труды европейских историков как «Микеланджело Азии».
Роль буддизма в истории Монголии неоднозначна. С одной стороны, к нач. XX в. в стране насчитывалось 747 больших и малых монастырей и кумирен и около 100 тыс. монахов, что приблизительно составляло треть мужского населения страны, в каждой семье один из сыновей непременно становился буддийским монахом, мощная прослойка религиозных феодалов владела большим количеством скота и крепостных-шабинаров — это было одной из причин застойного характера экономики страны.
С другой стороны, монастыри были единственными центрами просвещения, накопления и развития научных знаний в стране. При них работали коллегии переводчиков, переводивших с тибетского и китайского языков на монгольский не только каноническую религиозную, но и светскую литературу; скульптура, живопись и значительная часть ремесел были сосредоточены в монастырях, и собственно художественный канон также преподавался в монастырях. Среди деятелей монгольского просвещения можно назвать имена лам — философов Агванхайдава, Агван-Балдана, внёсших существенный вклад в развитие буддийской мысли, одного из создателей монгольской художественной литературы писателя Инджиннаша и др.
В ряде значительных по территории регионов Монголии монастыри были единственными оседлыми городскими центрами, функционируя как города, с административными и судебным функциями, с группирующимися вокруг них ремесленными и торговыми центрами.
В 1921 в Монголии победила Народная революция. После смерти в 1924 Богдо-гэгена, теократического главы государства, местные монахи, да и религия в целом, начали постепенно утрачивать былое влияние и авторитет. Нажим сталинского Советского Союза ускорил этот процесс.
К концу 1930-х годов под давлением сталинистов все монастыри были закрыты и разрушены, большинство монахов репрессировано. В результате политических и социальных реформ, начатых в Монголии в 1936, была устранена большая часть официальных ограничений на исповедание религии.
В 1949 в Улан-Баторе «для нужд верующих» был заново открыт Гандантэгчин-линг. В нём сейчас насчитывается более 100 лам. С 1970 при нём действует Высшая ламская школа (Буддийская духовная академия), готовящая кадры буддийского духовенства для Монголии и России. Буддийская община Монголии входит в качестве члена во «Всемирное братство буддистов». С 1969 она также является членом Азиатской буддийской конференции за мир, штаб-квартира которой находится в Улан-Баторе. Раз в два года здесь проходят её генеральные конференции, издается журнал «Буддисты за мир».
Возрождение буддизма происходит в стране с конца 1980-х годов. За это время вновь открылся ряд буддийских монастырей, до того использовавшихся в качестве музеев, началась реставрация других старых монастырских комплексов. В настоящий момент их уже более 200. Была реорганизована структура будд. общины, созван съезд буддистов страны и путем демократич. выборов избран глава общины Хамбо-лама. Увеличилось число учащихся в Высшей ламской школе, открылись новые храмы в Улан-Баторе, Цэцэрлэге, Харахорине и др. крупных дореволюционных центрах, где сохранились неразрушенные монастырские строения. Намечены восстановление и реставрация нескольких монастырей. Активизировались отношения с буддийскими общинами Азии, Европы, США, с находящимся в эмиграции Далай-ламой. Приезд его представителей для регулирования жизни монгольской общины стал для Монголии обычным явлением.
Наряду с буддизмом в отдаленных районах Монголии продолжал сохраняться шаманизм.
Некоторая часть населения Монголии (около 6 %, преимущественно казахи) исповедует ислам суннитского толка.
В начале 1990-х годов несколько христианских конфессий из Великобритании и США создали в Монголии свои небольшие общины.
Текущая политическая ситуация
11 января 2006 в Монголии разразился внутриполитический кризис, начавшийся с раскола кабинета министров — Народно-революционная партия (НРП, бывшая коммунистическая партия) заявила о своём выходе из коалиционного правительства.
12 января в Улан-Баторе произошли массовые беспорядки. Около полутора тысяч сторонников премьер-министра Цахиагийна Элбэгдоржа, представляющего Демократическую партию (ДП), собрались на центральной площади Улан-Батора на акцию протеста против решения НРП. Они выбили стеклянные двери главного входа штаб-квартиры НРП и, несмотря на сопротивление 300 полицейских, ворвались в здание. Никого из руководства партии нападающие не обнаружили, но несколько часов здание находилось под их контролем.
Эти действия привели к нарушению своеобразного «перемирия» между двумя крупнейшими политическими силами страны. Нынешняя правительственная коалиция была сформирована в результате сложных и длительных переговоров после выборов 2004 года, когда ни одна из двух основных партий не получила достаточного количества мест в парламенте для самостоятельного формирования правительства. НРП получила 38 мест из 76, ДП — 34 места. По итогам переговоров НРП получила 10 из 18 министерских портфелей, а ДП — 8 и пост председателя правительства. Им стал Цахиагийн Элбэгдорж — бывший журналист и диссидент, получивший образование в США.
Беспорядкам предшествовал скандал в правительстве, в результате которого председатель НРП Мьегомбо Энхболд обратился по телевидению к премьер-министру, призвав его немедленно уйти в отставку как не справившегося с решением основных проблем монгольского общества — бедностью, безработицей и коррупцией. Глава правительства отказался это сделать, после чего 10 министров, представляющих НРП, объявили о выходе из состава кабинета. По конституции, правительство таким образом утратило легитимность.
Вечером 13 января парламент Монголии проголосовал за отставку коалиционного правительства.
29 января 2006 Сформировано новое правительство. Практически полный контроль получила Народно-революционная партия.
В 2008 г. в результате неоднозначных итогов парламентских выборов сторонники Демократической партии организовали беспорядки, которые привели к жертвам. Беспорядки были подавлены, а лидер партии Элбэгдорж был вынужден уйти из политики.
География
Монголия имеет площадь 1 564 116 км² и в основном представляет собой плато, приподнятое на высоту 900—1500 м над уровнем моря. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов. Самый высокий из них — Монгольский Алтай,
ротянувшийся на западе и юго-западе территории страны на расстояние 900 км. Его продолжением являются более низкие, не образующие единого массива хребты, получившие общее название Гобийский Алтай.
Вдоль границы с Сибирью на северо-западе Монголии расположены несколько хребтов, не образующих единого массива: Хан Хухэй, Улан Тайга, Восточный Саян, на северо-востоке — горный массив Хэнтэй, в центральной части Монголии — массив Хангай, разделяющийся на несколько самостоятельных хребтов.
Пустыня Гоби — Южногобийский аймак, МонголияНа восток и юг от Улан-Батора в сторону границы с Китаем высота Монгольского плато постепенно понижается, и оно переходит в равнины — плоские и ровные на востоке, холмистые на юге. Юг, юго-запад и юго-восток Монголии занимает пустыня Гоби, которая продолжается на севере центральной части Китая. По ландшафтным признакам Гоби — пустыня отнюдь не однородная, она состоит из участков песчаных, скалистых, покрытых мелкими осколками камней, ровных на многие километры и холмистых, разных по цвету — монголы выделяют особо Желтую, Красную и Чёрную Гоби. Наземные источники воды здесь очень редки, но уровень подземных вод высокий.
Реки Монголии рождаются в горах. Большинство из них — верховья великих рек Сибири и Дальнего Востока, несущих свои воды в сторону Северного Ледовитого и Тихого океанов. Самые крупные реки страны — Селенга (в границах Монголии — 600 км), Керулен (1100 км), Онон (300 км), Халхин-гол, Кобдо и др. Самая полноводная — Селенга. Она берёт начало с одного из хребтов Хангая, принимает в себя несколько крупных притоков — Орхон, Хануй-гол, Чулутын-гол, Дэлгэр-мурэн и др. Скорость её течения — от 1,5 до 3 м в секунду. В любую погоду её быстрые холодные воды, текущие в глинисто-песчаных берегах, а потому всегда мутные, имеют тёмно-серый цвет. Селенга замерзает на полгода, средняя толщина льда — от 1 до 1,5 м. Имеет два паводка в году: весенний (снеговой) и летний (дождевой). Средняя глубина при самом низком уровне воды — не менее 2 м. Покинув пределы Монголии, Селенга течёт по территории Бурятии и впадает в Байкал.
Реки в западной и юго-западной частях страны, стекая с гор, попадают в межгорные котловины, выхода в океан не имеют и, как правило, заканчивают свой путь в одном из озёр.
В Монголии насчитывается свыше тысячи постоянных озёр и гораздо большее количество временных, образующихся в период дождей и исчезающих в период засухи. В раннечетвертичный период значительная часть территории Монголии представляла собой внутреннее море, разделившееся позднее на несколько крупных водоёмов. Нынешние озёра — то, что от них осталось. Самые крупные из них находятся в котловине Больших озёр на северо-западе страны — Убсу-нур, Хара-Ус-нур, Хиргис-нур, глубина их не превышает нескольких метров. На востоке страны имеются озера Буйр-нур и Хух-нур. В гигантской тектонической впадине на севере Хангая расположено озеро Хубсугул (глубина до 238 м), схожее с Байкалом по составу воды, реликтовой флоре и фауне.
Климат
В Монголии резко континентальный климат с суровой зимой и сухим жарким летом. В столице, городе Улан-Баторе, расположенном примерно посередине между горными массивами северо-запада и пустынной засушливой зоной юго-востока страны, температура колеблется от минус 25° С ÷ 35° С зимой до плюс 25° С ÷ 35° С летом. Улан-Батор — одна из самых холодных зимних столиц в мире: самый холодный месяц — январь. Самый тёплый месяц — июль.
Если на северо-западе ежегодно выпадает 250—510 мм осадков, то в Улан-Баторе — лишь 230—250 мм, ещё меньше осадков выпадает в пустынной области Гоби
Религия
Официальная религия Монголии — буддизм (94 %). Как и в каждой стране, он имеет здесь национальную специфику. Исторические свидетельства дают основание утверждать, что, начиная со II в. до н. э., протомонгольские народы (хунну, сяньби, кидани) были знакомы с буддизмом. Непосредственно сами монголы впервые столкнулись с ним в период завоевательных походов Чингис-хана (кон. XII — нач. XIII в.). Буддизм исповедовали четыре народа, государства которых были завоёваны Чингис-ханом, — уйгуры, кидани, тангуты, китайцы. В первой половине XIII в. монгольские ханы не выделяли буддизм среди прочих религий и не оказывали ему никакого предпочтения. В те времена, бывшие периодом наивысшего расцвета монгольского государства, буддистам пришлось встретить серьёзных соперников при дворе монгольских ханов в лице мусульманских, несторианских и католических миссионеров, за спинами которых стояли правители азиатских и европейских государств. При дворе монгольского императора Китая Хубилая в Ханбалыке (совр. Пекин) основными соперниками буддистов были официальные придворные шаманы. Окружая себя буддистами, Хубилай проявлял в тот период лишь видимость интереса к морально-этическим аспектам их религии. Куда более привлекательными ему казались соревнования буддистов и шаманов в технике владения магическими приёмами. Практика буддийской Тантры в виде культа женского энергетического начала Вселенной (санскр. праджня, тиб. юм) получила большое признание при дворе последнего представителя монгольской династии Юань — Тогон-Тэмура (1320—1368), что немало содействовало падению нравов при дворе Вторая волна буддизма в виде учения школы Гэлуг пришла в Монголию во второй половине XVII в. На этот раз монгольский феодализм оказался достаточно подготовленным к восприятию новой религии. Феодальная знать Монголии охотно пошла навстречу теократическим устремлениям Тибета, ибо его поддержка немало значила в той борьбе за единую власть в Монголии, которая шла между потомками Чингис-хана. С кон. XVI по кон. XVIII в. было принято более 20 законодательных актов, преследующих шаманство и оказывающих законодательную поддержку новой религии. Тем самым состоялось её официальное признание. Однако по-настоящему буддизм в Монголии закрепил свои позиции тогда, когда сумел войти в контакт с народными верованиями монголов, которые помимо шаманства включали в себя следующие культы: Вечного Синего Неба, Матери-земли, ландшафтных божеств (духов — хозяев гор, озер и др. местностей), огня (богини огня, хозяйки домашнего очага), промысловые культы (охотничьи, скотоводческие) и специфический для Монголии культ Чингис-хана как духа-предка и покровителя всего монгольского народа. Все они прошли соответствующую «обработку» буддизмом и после некоторой трансформации и адаптации, сохранив почти неизменным и свой традиционный облик и место в системе мировоззрения народа, вошли в состав буддийской культовой практики. Этот процесс продолжался более двухсот лет, и вряд ли его можно было считать законченным даже к началу XX в., ибо ни народное мировоззрение монголов, ни буддизм в целом не обладали стабильностью и замкнутостью завершённых систем и были доступны различным ритуальным нововведениям. Началом современной эпохи истории буддизма в Монголии можно считать встречу третьего главы наиболее значимой в тот момент в Тибете буддийской школы Гэлуг Соднам Джамцо с правителем тумэтов Алтан-ханом, состоявшуюся в 1576. Во время этой встречи и родился титул «Далай-лама», который был начертан на золотой печати, врученной Алтан-ханом тибетскому иерарху. В 1578 съезд всех князей Монголии с участием Далай-ламы принял решение о принятии буддизма в качестве государственной религии.
Монастырь в г.ЦэцэрлэгВ 1588 г. халхаский хан Абатай построил первый на Халхе буддийский монастырь Эрдэнэ-цзу. А в 1589 г. только что родившийся внук Алтан-хана Туметского был объявлен перерождением (хубилганом) умершего годом раньше Соднам Джамцо, в 1604 г. его отвезли в Тибет и провозгласили Далай-ламой IV Ёндон Джамцо. Уже в кон. XVI — пер. пол. XVII в. в среде монгольских феодалов появляется ряд крупных фигур, носителей духовного звания, сыгравших значительную роль в истории распространения и утверждения буддизма в Монголии. Это Нэйджи-тойн (1557—1653); ойратский Зая-пандита Намкай-Джамцо (1593—1662), Богдо-гэген Дзанабадзар (1635—1723). Последний в 1691 стал главой буддийской сангхи Монголии и, благодаря исключительному художественному дарованию, вошел в труды европейских историков как «Микеланджело Азии».
Роль буддизма в истории Монголии неоднозначна. С одной стороны, к нач. XX в. в стране насчитывалось 747 больших и малых монастырей и кумирен и около 100 тыс. монахов, что приблизительно составляло треть мужского населения страны, в каждой семье один из сыновей непременно становился буддийским монахом, мощная прослойка религиозных феодалов владела большим количеством скота и крепостных-шабинаров — это было одной из причин застойного характера экономики страны.
С другой стороны, монастыри были единственными центрами просвещения, накопления и развития научных знаний в стране. При них работали коллегии переводчиков, переводивших с тибетского и китайского языков на монгольский не только каноническую религиозную, но и светскую литературу; скульптура, живопись и значительная часть ремесел были сосредоточены в монастырях, и собственно художественный канон также преподавался в монастырях. Среди деятелей монгольского просвещения можно назвать имена лам — философов Агванхайдава, Агван-Балдана, внёсших существенный вклад в развитие буддийской мысли, одного из создателей монгольской художественной литературы писателя Инджиннаша и др.
В ряде значительных по территории регионов Монголии монастыри были единственными оседлыми городскими центрами, функционируя как города, с административными и судебным функциями, с группирующимися вокруг них ремесленными и торговыми центрами.
В 1921 в Монголии победила Народная революция. После смерти в 1924 Богдо-гэгена, теократического главы государства, местные монахи, да и религия в целом, начали постепенно утрачивать былое влияние и авторитет. Нажим сталинского Советского Союза ускорил этот процесс.
К концу 1930-х годов под давлением сталинистов все монастыри были закрыты и разрушены, большинство монахов репрессировано. В результате политических и социальных реформ, начатых в Монголии в 1936, была устранена большая часть официальных ограничений на исповедание религии.
В 1949 в Улан-Баторе «для нужд верующих» был заново открыт Гандантэгчин-линг. В нём сейчас насчитывается более 100 лам. С 1970 при нём действует Высшая ламская школа (Буддийская духовная академия), готовящая кадры буддийского духовенства для Монголии и России. Буддийская община Монголии входит в качестве члена во «Всемирное братство буддистов». С 1969 она также является членом Азиатской буддийской конференции за мир, штаб-квартира которой находится в Улан-Баторе. Раз в два года здесь проходят её генеральные конференции, издается журнал «Буддисты за мир».
Возрождение буддизма происходит в стране с конца 1980-х годов. За это время вновь открылся ряд буддийских монастырей, до того использовавшихся в качестве музеев, началась реставрация других старых монастырских комплексов. В настоящий момент их уже более 200. Была реорганизована структура будд. общины, созван съезд буддистов страны и путем демократич. выборов избран глава общины Хамбо-лама. Увеличилось число учащихся в Высшей ламской школе, открылись новые храмы в Улан-Баторе, Цэцэрлэге, Харахорине и др. крупных дореволюционных центрах, где сохранились неразрушенные монастырские строения. Намечены восстановление и реставрация нескольких монастырей. Активизировались отношения с буддийскими общинами Азии, Европы, США, с находящимся в эмиграции Далай-ламой. Приезд его представителей для регулирования жизни монгольской общины стал для Монголии обычным явлением.
Наряду с буддизмом в отдаленных районах Монголии продолжал сохраняться шаманизм.
Некоторая часть населения Монголии (около 6 %, преимущественно казахи) исповедует ислам суннитского толка.
В начале 1990-х годов несколько христианских конфессий из Великобритании и США создали в Монголии свои небольшие общины.