Босния и Герцеговина
Опубликовано ср, 07/22/2020 - 15:00 пользователем admin
Бо́сния и Герцегови́на, Респу́блика Бо́сния и Герцегови́на (на офиц. языках — Херцего́вина) — государство в центральной части Балканского полуострова. Состоит из автономных административных единиц Федерации Боснии и Герцеговины, Республики Сербской и округа Брчко. Название страны происходит от названия реки Босна и венгерского he-rceg— «воевода».
Граничит на западе и севере с Хорватией, на востоке с Сербией, на юго-востоке с Черногорией. Имеет небольшой выход к Адриатическому морю.
Расположение
Территория — 51 тыс. кв. км. Столица — г. Сараево (около 800 тыс. чел.). Крупные города — Тузла, Баня-Лука, Мостар, Зеница. Босния и Герцеговина располагается на территории двух исторических областей — Боснии, занимающей долину реки Савы и её притоков, и Герцеговины, находящейся южнее, в бассейне реки Неретвы.
История
В VI — VII веках территорию Боснии и Герцеговины заселяют славяне.
Погода Виза Посольство Статьи Фотогалерея Отели Туры Карты |
||
Флаг Боснии и Герцеговины | Герб Боснии и Герцеговины |
Гимн: «Интермецо» | |
Дата независимости | 5 апреля 1992 (от Югославии) |
Официальные языки | Боснийский, Хорватский, Сербский |
Столица | Сараево |
Крупнейший город | Сараево |
Форма правления | Республика |
Президенты [1] | Небойша Радманович (серб) Харис Силайджич (бошняк) Желько Комшич (хорват) |
Территория • Всего |
124-я в мире 51 129 км² |
Население • Всего (2005) • Плотность |
121-е в мире 4 025 476 чел. 78 чел./км² |
ВВП • Итого (2004) • На душу населения |
106-й в мире $21,4 млрд. $5316 |
Валюта | Конвертируемая марка [2] (BAM, код 11) |
Интернет-домен | .ba |
Телефонный код | +387 |
Часовой пояс | UTC +1 |
|
Бо́сния и Герцегови́на, Респу́блика Бо́сния и Герцегови́на (на офиц. языках — Херцего́вина) — государство в центральной части Балканского полуострова. Состоит из автономных административных единиц Федерации Боснии и Герцеговины, Республики Сербской и округа Брчко. Название страны происходит от названия реки Босна и венгерского he-rceg— «воевода».
Граничит на западе и севере с Хорватией, на востоке с Сербией, на юго-востоке с Черногорией. Имеет небольшой выход к Адриатическому морю.
Расположение
Территория — 51 тыс. кв. км. Столица — г. Сараево (около 800 тыс. чел.). Крупные города — Тузла, Баня-Лука, Мостар, Зеница. Босния и Герцеговина располагается на территории двух исторических областей — Боснии, занимающей долину реки Савы и её притоков, и Герцеговины, находящейся южнее, в бассейне реки Неретвы.
История
В VI — VII веках территорию Боснии и Герцеговины заселяют славяне.
В XII веке образуется Боснийское княжество (с XIV века королевство, включая Герцеговину).
С 1463 территория Боснии, а с 1482 — и Герцеговины под властью Османской империи.
С 1463 территория Боснии, а с 1482 — и Герцеговины под властью Османской империи.
После восстания 1875—1878 оккупирована Австро-Венгрией (в 1908 аннексирована). См. Боснийский кризис 1908-1909.
С 1918 в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия).
В 1941 оккупирована германскими войсками и включена в состав фашистского Хорватского независимого государства. В ходе освободительной войны 1941—1945 освобождена повстанческими частями Иосипа Броз Тито (Народная Освободительная Армия Югославии) и в ноябре 1945 включена в состав Югославии на правах федеративной республики.
Весной 1992 объявила о выходе из состава СФРЮ. Современное название получила в апреле 1992, в мае 1992 принята в ООН.
В середине 1992 произошло резкое обострение межэтнических противоречий, что привело к Боснийской войне.
21 ноября 1995 в Дейтоне (США) парафированы мирные соглашения по урегулированию боснийского конфликта. Подписаны в Париже 14 декабря 1995.
Ситуация в стране
После распада Югославии на независимые республики в Боснии и Герцеговине вспыхнула гражданская война между этническими сербами, хорватами и боснийцами-мусульманами. Война продолжалась с 1992 по 1995 и характеризовалась массовыми зверствами всех воюющих сторон по отношению к мирному населению — убийствами, изнасилованиями, пытками, этническими чистками.
В 1995 году на территории Боснии и Герцеговины были созданы босняцко-хорватская Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская, которые образовали равноправный союз. Хотя над ними стоит центральное правительство и коллегиальное президентство, по сути дела это союз обособленных структур. Федерация и Республика имеют собственных президентов, свои правительства, парламенты, полицию и армию.
В стране процветает коррупция и преступность, более 40 % трудоспособного населения не имеет работы. Не оправдались надежды населения на существенную гуманитарную помощь Запада. До сих пор не утихли и националистические страсти.
За десять лет исполнения Мирного договора БиГ удалось достигнуть неплохих результатов: функционируют центральные госорганы страны, создана единая погранслужба, проведена реформа системы правосудия, налажены внутрибоснийские связи, в том числе экономические. В места довоенного проживания вернулось свыше 1 млн беженцев, которым возвращена собственность. Вместе с тем, пока трудно продвигается вопрос их экономической адаптации. Не решаются и другие болезненные вопросы взаимоотношений народов БиГ. С 2002 г. не реализованы поправки к конституциям боснийских энтитетов, обеспечивающие равноправие граждан БиГ. Так, в Федерации с нарушением конституции сформированы высшие органы власти: бошняки занимают три высших поста из шести — премьер, спикеры палат парламента, генпрокурор, председатели верховного и конституционного судов, — хотя имеют право лишь на два. Не приняты соответствующие конституционные поправки в семи из десяти кантонов Федерации. В то же время западники в основном заняты подготовкой страны к вступлению в ЕС и НАТО. Наиболее чувствительными при этом стали военная и полицейская реформы, подразумевающие отказ энтитетов от дейтонских прерогатив в указанных областях. Под угрозой «ликвидации Республики Сербской (РС)» Высокий представитель добился от боснийских сербов согласия на создание до конца 2007 г. единой армии БиГ численностью в 9-10 тыс. чел. с резервом в половину этого состава (пропорция этнического представительства — 4:3:2, соответственно от бошняков, сербов и хорватов). Минобороны энтитетов должны быть упразднены с 1 января 2006 г. Полицейская реформа также была принята сербами исключительно под мощным давлением ВП. РС удалось лишь отложить нарезку полицейских округов, а сам процесс реорганизации растянуть на 5 лет. В итоге, 21 ноября с.г. Совет ЕС принял решение о начале переговоров с БиГ по Соглашению о стабилизации и ассоциации. С принятием на себя в конце 2004 г. ответственности за военные аспекты Дейтона ЕС стал утверждаться в качестве ключевого международного игрока в БиГ. Следующий этап — передача полномочий ВП будущему присутствию ЕС, которая могла бы произойти после общебоснийских выборов в октябре 2006 г. (как и ВП, Миссия ЕС должна будет регулярно отчитываться перед СБ ООН). Вместе с тем, все настойчивее в обход ЕС в роли модератора процесса конституционных изменений в БиГ в последнее выступают США. Действуют они автономно, желая поставить перед свершившимся фактом не только европейцев, но и Совет по выполнению Мирного соглашения в целом. В этом смысле важная роль отводилась конституционной декларации по итогам встречи в Вашингтоне боснийского руководства с госсекретарем США К.Райс 22 ноября 2005 г., дающей начало (пока неизвестно насколько радикальному) процессу пересмотра конституционного устройства Боснии. Стороны обязались до конца марта 2006 г. лишь «оптимизировать» структуру Президиума БиГ, усилить правительство и парламент страны. О более далекой перспективе речи не идет, в том числе в отношении судьбы энтитетов. По сути главным «достижением» американцев стала договоренность о начале работы по изменению Дейтонской конституции. Однако эту общую декларацию не удалось подкрепить обязывающими договоренностями по модальностям работы над конкретными блоками новой конституции. Президиум БиГ, вопреки ожиданиям бошняков, сохранит ротацию постов президента и двух вице-президентов. Изменения в Совмине касаются второстепенных моментов — переименования Председательствующего в Председателя, наделения его правом снимать министров, которое ограничивается многими условиями и уравновешивается сохранением консенсуса при принятии решений. Увеличение количества министерств тоже минимальные (на 2). Удвоение числа членов нижней палаты парламента (сейчас — 42) тоже не вносит существенных перемен. Оценки результатов Вашингтонской встречи западниками колеблются от осторожного оптимизма (на публику) до разочарования (при обмене мнениями в закрытых форматах). Хотя ни ВП, ни есовцы «не сомневаются в её успехе», намеки на издержки для ЕС солирования США в конституционной реформе делаются. Однако американцы не хотят упускать инициативу в конституционном процессе. В письмах первого зама госсекретаря Н.Бернса лидерам БиГ подчеркивается решимость США активно участвовать в перекройке Дейтонской конституции. Мандат П.Эшдауна истек 31.01.2006 г. Его сменил бывший министр в правительстве Г.Коля, К.Шварц-Шиллинг.
Экономика
Преимущества: высокий потенциал для оживления промышленности до довоенного уровня и для процветающей рыночной экономики с сильной производственной базой.
Слабые стороны: Убытки от военных разрушений $20-40 млрд. Иностранные инвестиции почти отсутствуют. Коррупция. Высокая безработица (40 %).
Основная валюта в стране — конвертируемая марка (приравнена к 0,51 евро), введена в обращение в июне 1998 года. В населенных хорватами районах имеет также ограниченное хождение хорватская куна.
Население
Полных сведений о численности и структуре населения нет. По неофициальным данным, в БиГ в настоящее время проживают 3,6 млн человек, что составляет 82,6 % довоенного уровня (в Федерации БиГ — 2,2 млн.чел, в Республике Сербской — 1,4 млн.чел). До начала боевых действий (по переписи 1991 года) в стране проживало 4,36 млн человек: бошняки (славяне, принявшие ислам) — 43,6 %, сербы — 31,4 %, хорваты — 17,3 %. В результате войны 1992—1995 гг. в БиГ погибло 160 тыс. бошняков и более 1 млн стали беженцами, хорватов — 30 тыс. и 400 тыс., сербов — 25 тыс. и 300 тыс. соответственно. Официальные языки — бошнякский, сербский, хорватский. Преобладающие религии — ислам, православие, католицизм.
С 1918 в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия).
В 1941 оккупирована германскими войсками и включена в состав фашистского Хорватского независимого государства. В ходе освободительной войны 1941—1945 освобождена повстанческими частями Иосипа Броз Тито (Народная Освободительная Армия Югославии) и в ноябре 1945 включена в состав Югославии на правах федеративной республики.
Весной 1992 объявила о выходе из состава СФРЮ. Современное название получила в апреле 1992, в мае 1992 принята в ООН.
В середине 1992 произошло резкое обострение межэтнических противоречий, что привело к Боснийской войне.
21 ноября 1995 в Дейтоне (США) парафированы мирные соглашения по урегулированию боснийского конфликта. Подписаны в Париже 14 декабря 1995.
Ситуация в стране
После распада Югославии на независимые республики в Боснии и Герцеговине вспыхнула гражданская война между этническими сербами, хорватами и боснийцами-мусульманами. Война продолжалась с 1992 по 1995 и характеризовалась массовыми зверствами всех воюющих сторон по отношению к мирному населению — убийствами, изнасилованиями, пытками, этническими чистками.
В 1995 году на территории Боснии и Герцеговины были созданы босняцко-хорватская Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская, которые образовали равноправный союз. Хотя над ними стоит центральное правительство и коллегиальное президентство, по сути дела это союз обособленных структур. Федерация и Республика имеют собственных президентов, свои правительства, парламенты, полицию и армию.
В стране процветает коррупция и преступность, более 40 % трудоспособного населения не имеет работы. Не оправдались надежды населения на существенную гуманитарную помощь Запада. До сих пор не утихли и националистические страсти.
За десять лет исполнения Мирного договора БиГ удалось достигнуть неплохих результатов: функционируют центральные госорганы страны, создана единая погранслужба, проведена реформа системы правосудия, налажены внутрибоснийские связи, в том числе экономические. В места довоенного проживания вернулось свыше 1 млн беженцев, которым возвращена собственность. Вместе с тем, пока трудно продвигается вопрос их экономической адаптации. Не решаются и другие болезненные вопросы взаимоотношений народов БиГ. С 2002 г. не реализованы поправки к конституциям боснийских энтитетов, обеспечивающие равноправие граждан БиГ. Так, в Федерации с нарушением конституции сформированы высшие органы власти: бошняки занимают три высших поста из шести — премьер, спикеры палат парламента, генпрокурор, председатели верховного и конституционного судов, — хотя имеют право лишь на два. Не приняты соответствующие конституционные поправки в семи из десяти кантонов Федерации. В то же время западники в основном заняты подготовкой страны к вступлению в ЕС и НАТО. Наиболее чувствительными при этом стали военная и полицейская реформы, подразумевающие отказ энтитетов от дейтонских прерогатив в указанных областях. Под угрозой «ликвидации Республики Сербской (РС)» Высокий представитель добился от боснийских сербов согласия на создание до конца 2007 г. единой армии БиГ численностью в 9-10 тыс. чел. с резервом в половину этого состава (пропорция этнического представительства — 4:3:2, соответственно от бошняков, сербов и хорватов). Минобороны энтитетов должны быть упразднены с 1 января 2006 г. Полицейская реформа также была принята сербами исключительно под мощным давлением ВП. РС удалось лишь отложить нарезку полицейских округов, а сам процесс реорганизации растянуть на 5 лет. В итоге, 21 ноября с.г. Совет ЕС принял решение о начале переговоров с БиГ по Соглашению о стабилизации и ассоциации. С принятием на себя в конце 2004 г. ответственности за военные аспекты Дейтона ЕС стал утверждаться в качестве ключевого международного игрока в БиГ. Следующий этап — передача полномочий ВП будущему присутствию ЕС, которая могла бы произойти после общебоснийских выборов в октябре 2006 г. (как и ВП, Миссия ЕС должна будет регулярно отчитываться перед СБ ООН). Вместе с тем, все настойчивее в обход ЕС в роли модератора процесса конституционных изменений в БиГ в последнее выступают США. Действуют они автономно, желая поставить перед свершившимся фактом не только европейцев, но и Совет по выполнению Мирного соглашения в целом. В этом смысле важная роль отводилась конституционной декларации по итогам встречи в Вашингтоне боснийского руководства с госсекретарем США К.Райс 22 ноября 2005 г., дающей начало (пока неизвестно насколько радикальному) процессу пересмотра конституционного устройства Боснии. Стороны обязались до конца марта 2006 г. лишь «оптимизировать» структуру Президиума БиГ, усилить правительство и парламент страны. О более далекой перспективе речи не идет, в том числе в отношении судьбы энтитетов. По сути главным «достижением» американцев стала договоренность о начале работы по изменению Дейтонской конституции. Однако эту общую декларацию не удалось подкрепить обязывающими договоренностями по модальностям работы над конкретными блоками новой конституции. Президиум БиГ, вопреки ожиданиям бошняков, сохранит ротацию постов президента и двух вице-президентов. Изменения в Совмине касаются второстепенных моментов — переименования Председательствующего в Председателя, наделения его правом снимать министров, которое ограничивается многими условиями и уравновешивается сохранением консенсуса при принятии решений. Увеличение количества министерств тоже минимальные (на 2). Удвоение числа членов нижней палаты парламента (сейчас — 42) тоже не вносит существенных перемен. Оценки результатов Вашингтонской встречи западниками колеблются от осторожного оптимизма (на публику) до разочарования (при обмене мнениями в закрытых форматах). Хотя ни ВП, ни есовцы «не сомневаются в её успехе», намеки на издержки для ЕС солирования США в конституционной реформе делаются. Однако американцы не хотят упускать инициативу в конституционном процессе. В письмах первого зама госсекретаря Н.Бернса лидерам БиГ подчеркивается решимость США активно участвовать в перекройке Дейтонской конституции. Мандат П.Эшдауна истек 31.01.2006 г. Его сменил бывший министр в правительстве Г.Коля, К.Шварц-Шиллинг.
Экономика
Преимущества: высокий потенциал для оживления промышленности до довоенного уровня и для процветающей рыночной экономики с сильной производственной базой.
Слабые стороны: Убытки от военных разрушений $20-40 млрд. Иностранные инвестиции почти отсутствуют. Коррупция. Высокая безработица (40 %).
Основная валюта в стране — конвертируемая марка (приравнена к 0,51 евро), введена в обращение в июне 1998 года. В населенных хорватами районах имеет также ограниченное хождение хорватская куна.
Население
Полных сведений о численности и структуре населения нет. По неофициальным данным, в БиГ в настоящее время проживают 3,6 млн человек, что составляет 82,6 % довоенного уровня (в Федерации БиГ — 2,2 млн.чел, в Республике Сербской — 1,4 млн.чел). До начала боевых действий (по переписи 1991 года) в стране проживало 4,36 млн человек: бошняки (славяне, принявшие ислам) — 43,6 %, сербы — 31,4 %, хорваты — 17,3 %. В результате войны 1992—1995 гг. в БиГ погибло 160 тыс. бошняков и более 1 млн стали беженцами, хорватов — 30 тыс. и 400 тыс., сербов — 25 тыс. и 300 тыс. соответственно. Официальные языки — бошнякский, сербский, хорватский. Преобладающие религии — ислам, православие, католицизм.