Нагорно-Карабахская Республика
Опубликовано ср, 07/22/2020 - 15:01 пользователем admin
Погода Виза Посольство Статьи Фотогалерея Отели Туры Карты |
||
Флаг Нагорно-Карабахской Республики | Герб Нагорно-Карабахской Республики |
Гимн: «Свободный и независимый Арцах» | |
Основана | 2 сентября 1991 |
Провозглашение независимости | 6 января 1992[1] (от Азербайджана) |
Дипломатическое признание | Независимость НКР признана частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия и непризнанной Приднестровской Молдавской республикой[2] |
Официальный язык | армянский |
Столица | Степанакерт |
Крупнейший город | Степанакерт |
Форма правления | Президентская республика |
Президент Премьер-министр |
Бако Саакян Араик Арутюнян |
Территория • Всего |
задекларированная — 5 000[3] фактически контролируемая — 11 700[4] км² |
Население • Всего (2005) • Плотность |
137 380[5] чел. 29 чел./км² |
Валюта | драм |
Телефонный код | +37447 |
Часовой пояс | UTC +4[6] |
Наго́рно-Караба́хская Респу́блика (НКР), Арцах (арм. Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետություն, Արցախ) — де-факто независимое непризнанное государство, провозглашённое 2 сентября 1991 на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР. 10 декабря 1991 был проведён референдум о статусе НКР, большинство из участников которого высказались за её независимость. 6 января 1992 парламент НКР 1-го созыва — Верховный Совет НКР — принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон вызванных применением массового насилия и этнических чисток.
Под контролем вооружённых формирований НКР и республики Армения находится бо́льшая часть бывшей НКАО, а также, полностью либо частично, семь прилегающих районов Азербайджана (включая территорию между НКАО и Арменией — «Лачинский коридор»).
Под контролем армии Азербайджана находятся незначительные части территории Мардакертского и Мартунинского районов бывшей НКАО, а также весь Шаумяновский район Азербайджанской ССР.
Нагорно-Карабахская Республика является членом СНГ-2, хотя в последнее время старается отойти от процесса постоянного участия в ней по причине возможности осложнения отношения между Арменией и единственным пока дружественным ей соседним государством — Грузией.
Статус
Статус НКР не урегулирован. НКР не получила дипломатического признания со стороны других государств и не является членом ООН; поэтому в официальных документах международно-правового характера по отношению к ней не употребляются некоторые политические категории («президент», «премьер-министр», «выборы», «правительство», «парламент», «флаг», «герб», «столица»). Так, в документах ООН и ОБСЕ, связанных с конфликтом, для обозначения НКР как стороны конфликта употребляется выражение «руководство Нагорного Карабаха» («Leadership of Nagorny Karabakh»), что, как подчеркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона.
Мнения политологов относительно статуса НКР расходятся. Так, по мнению немецкого правоведа О. Лухтерханда, «В исключительных случаях, то есть когда национальное меньшинство дискриминируется в невыносимой форме, тогда право самоопределения в форме права на сецессию имеет первенство над суверенитетом государства, которого оно касается. В рассматриваемом случае право Азербайджана на суверенитет теряет вес по сравнению с правом на самоопределение (право сецессии)…».
По мнению российских политологов Сергея Маркедонова и Андрея Арешева, невозможно отрицать тот факт, что НКР обладает собственной территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, то есть вполне подходит под формальное определение государства. С их точки зрения, НКР, не отличаясь от других существующих на свете государств ничем, кроме отсутствия её признания, может именоваться «непризнанным государством».
По мнению же западного политолога Дава Линча, в случае Нагорного Карабаха независимость в действительности является ширмой, которая едва скрывает тот факт, что он является регионом Армении, — «независимость» Карабаха лишь позволяет недавно возникшему армянскому государству избежать международного клейма агрессора, несмотря на тот факт, что армянские войска принимали участие в войне в 1991—1994 годах и продолжают занимать линию фронта между Карабахом и Азербайджаном. По заявлению президента Армении Роберта Кочаряна его страна признает независимость Нагорного Карбаха, если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик.
Международные организации указывают, что в процессе волеизъявления не учитывалось мнение этнического азербайджанского меньшинства в Нагорном Карабахе, которое было вынуждено покинуть его вследствие вооружённого конфликта, и считают незаконными выборы, проводимые в регионе армянскими властями; в ответ армянская сторона отмечает, что во время референдума 1991 г. азербайджанскому меньшинству была предоставлена полная возможность высказать своё отношение к самоопределению Нагорного Карабаха, каковой возможностью оно, однако, воспользоваться не пожелало. Кроме того, по мнению армянской стороны, несогласие меньшинства не может быть законным основанием для воспрепятствования реализации воли большинства. Из Баку и других регионов Азербайджана были выселены не менее 300 тыс. армян, которые также в последние 20 лет не принимают участие в любых выборах, проходящих в Азербайджане.
Под контролем вооружённых формирований НКР и республики Армения находится бо́льшая часть бывшей НКАО, а также, полностью либо частично, семь прилегающих районов Азербайджана (включая территорию между НКАО и Арменией — «Лачинский коридор»).
Под контролем армии Азербайджана находятся незначительные части территории Мардакертского и Мартунинского районов бывшей НКАО, а также весь Шаумяновский район Азербайджанской ССР.
Нагорно-Карабахская Республика является членом СНГ-2, хотя в последнее время старается отойти от процесса постоянного участия в ней по причине возможности осложнения отношения между Арменией и единственным пока дружественным ей соседним государством — Грузией.
Статус
Статус НКР не урегулирован. НКР не получила дипломатического признания со стороны других государств и не является членом ООН; поэтому в официальных документах международно-правового характера по отношению к ней не употребляются некоторые политические категории («президент», «премьер-министр», «выборы», «правительство», «парламент», «флаг», «герб», «столица»). Так, в документах ООН и ОБСЕ, связанных с конфликтом, для обозначения НКР как стороны конфликта употребляется выражение «руководство Нагорного Карабаха» («Leadership of Nagorny Karabakh»), что, как подчеркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона.
Мнения политологов относительно статуса НКР расходятся. Так, по мнению немецкого правоведа О. Лухтерханда, «В исключительных случаях, то есть когда национальное меньшинство дискриминируется в невыносимой форме, тогда право самоопределения в форме права на сецессию имеет первенство над суверенитетом государства, которого оно касается. В рассматриваемом случае право Азербайджана на суверенитет теряет вес по сравнению с правом на самоопределение (право сецессии)…».
По мнению российских политологов Сергея Маркедонова и Андрея Арешева, невозможно отрицать тот факт, что НКР обладает собственной территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, то есть вполне подходит под формальное определение государства. С их точки зрения, НКР, не отличаясь от других существующих на свете государств ничем, кроме отсутствия её признания, может именоваться «непризнанным государством».
По мнению же западного политолога Дава Линча, в случае Нагорного Карабаха независимость в действительности является ширмой, которая едва скрывает тот факт, что он является регионом Армении, — «независимость» Карабаха лишь позволяет недавно возникшему армянскому государству избежать международного клейма агрессора, несмотря на тот факт, что армянские войска принимали участие в войне в 1991—1994 годах и продолжают занимать линию фронта между Карабахом и Азербайджаном. По заявлению президента Армении Роберта Кочаряна его страна признает независимость Нагорного Карбаха, если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик.
Международные организации указывают, что в процессе волеизъявления не учитывалось мнение этнического азербайджанского меньшинства в Нагорном Карабахе, которое было вынуждено покинуть его вследствие вооружённого конфликта, и считают незаконными выборы, проводимые в регионе армянскими властями; в ответ армянская сторона отмечает, что во время референдума 1991 г. азербайджанскому меньшинству была предоставлена полная возможность высказать своё отношение к самоопределению Нагорного Карабаха, каковой возможностью оно, однако, воспользоваться не пожелало. Кроме того, по мнению армянской стороны, несогласие меньшинства не может быть законным основанием для воспрепятствования реализации воли большинства. Из Баку и других регионов Азербайджана были выселены не менее 300 тыс. армян, которые также в последние 20 лет не принимают участие в любых выборах, проходящих в Азербайджане.