Косово

Погода

Виза

Посольство

Статьи

Фотогалерея

Отели

Туры

Карты
Флаг Косова Герб Косова  

 

 

Гимн: «Европа

»
Дата образования 1946
Провозглашение независимости 17 февраля 2008 (от Сербии)
Дипломатическое признание частично
Официальные языки албанский, сербский
Столица Приштина
Крупнейший город Приштина
Форма правления  Территория под международной администрацией ООН

 Автономный край Сербии по законодательству Сербии и позиции государств, не признающих Декларацию независимости
 Парламентская республика в соответствии с Декларацией независимости, признанной рядом государств

Начальник МООНК

Президент

Премьер-министр
Йоахим Рюкер

Фатмир Сейдиу

Хашим Тачи
Территория

  • Всего
166-я в мире

10887 км²
Население

  • Всего (2005)

  • Плотность
141-е в мире

2,2 миллиона чел.

220 чел./км²
ВВП

  • Итого

  • На душу населения
159-й в мире

$3,54 млрд

$1 600
Валюта евро
Часовой пояс UTC +1 / +2

Ко́сово, официальное название согласно конституции Сербии — Автоно́мный кра́й Ко́сово и Мето́хия (серб. Аутономна покрајина Косово и Метохија, сокр. серб. Космет), официальное название согласно декларации независимости, принятой парламентом Косово и Метохии 17 февраля 2008 года — Респу́блика Ко́сово (алб. Republika e Kosovës, серб. Република Косово) — регион на Балканском полуострове. Согласно Конституции Сербии расположен на территории автономного края Сербии Ко́сово и Мето́хия. Фактически является частично признанным государством республика Косово

Название


В приближённом переводе с сербского языка «Косово» означает «земля чёрных дроздов», а «Метохия» — «церковная земля» (серб. кос переводится как «чёрный дрозд», греч. μετοχή — церковный надел). Албанцы подразделяют Косово на «землю Дукаджина» алб. Rrafshi i Dukagjinit и «землю Косова» алб. Rrafshi i Kosovës, но используют название «Косово» применительно ко всей территории Косова и Метохии, поскольку двойное название стало активно употребляться в период раздела исторической области между Сербией и Черногорией после Балканских войн (Косово поле отошло к Сербии, а основная часть Метохии — к Черногории). Сербская традиция настаивает на двойном обозначении края, поскольку, согласно сербской историографии, историческая область Косово охватывает лишь территорию Косова поля и прилежащие земли, а Метохия лежит западнее до границы с Албанией.

Статус


С июня 1999 года Косово и Метохия находится под протекторатом войск НАТО (KFOR) и администрации ООН.


17 февраля 2008 года Парламент Косова в одностороннем порядке объявил о независимости от Сербии и о формировании суверенного государства Республика Косово. Однако, согласно конституции Сербии, парламент края не обладает необходимыми для отделения полномочиями, поэтому объявление независимости нелегитимно, и Косово по-прежнему входит в состав Сербии как автономный край Косово и Метохия.


18 февраля 2008 года Афганистан, Тайвань и ряд европейских стран первыми признали независимость Косова. Первой такое решение приняла Франция, а затем к ней присоединились Великобритания и Италия. В тот же день независимость Косова признали в США. В то же время против признания независимости края выступила Испания, а также Кипр, Греция, Словакия, Болгария, Румыния, Китай и Россия. 19 февраля 2008 года Болгария изменила свое решение и объявила, что в будущем признает суверенитет края. 20 февраля 2008 года Германия также признала суверенитет края.


С точки зрения Сербии и непризнавших отделение государств, статус Косова на данный момент — автономный край Сербии, в одностороннем порядке заявивший о своей независимости, признанный некоторыми странами самостоятельным государством и получающий военную поддержку войсками НАТО, которые противодействуют восстановлению территориальной целостности Сербии и установлению конституционного строя на территории Косово и Метохии.


В качестве ответной меры на объявление независимости парламент Сербии принял единогласное решение об аннулировании решения краевого парламента Косово от 18-го февраля. Аналогичное решение приняло правительство Сербии (17-го февраля).


Решение было принято на основании нарушения конституции Сербии, а также норм международного права о неприкосновенности территориальной целостности стран.Республика Косово была названа «фальшивым государством на территории Сербии», а на лидеров республики были заведены уголовные дела. Сербия также отозвала послов из США, Германии и Великобритании. 28 июня 2008 года была сформирована Сербская Скупщина Косово - местный парламент в северной части края, не контролируемой албанцами. Новый парламент поддержали Сербия и Россия, а США, руководство ЕС и власти самопровозглашенной Республики Косово объявили его нелегитимным.

Общие сведения


Территория Косова представляет собой почти равносторонний параллелограмм, разделенный на две равнины — с запада Метохия, вдоль реки Бели Дрим, с востока собственно Косово, вдоль реки Ситницы, текущей с северо-запада на юго-восток по холмистой возвышенности. Площадь территории составляет 10 887 км², население — около 2,2 миллионов человек. Средняя высота над уровнем моря — около 550 метров. Климат — континентальный с тёплым летом и холодной снежной зимой. В основном Косово покрыто горами, самая высокая точка находится на горе Деравица (2556 м). По Косово протекают реки: Белый Дрин, Ситница, Южная Моравия и Ибар. Крупнейшие озёра — Газивода, Радонич, Батлава и Бадовац.


Крупнейшие города — Приштина с населением около 500 тысяч человек и Призрен с населением около 120 тысяч.

Здравоохранение


Для всех жителей края здравоохранение является бесплатным. Медицинские полисы отсутствуют, но министр здравоохранения готовит реформу, проведение которой намечено на 2008 год.


Во всех крупных городах края есть больницы. 6 региональных медицинских учреждений обеспечивают основу здравоохранения во всех мелких городах. А во всех небольших населенных пунктах есть семейные центры.


Медицинское образование доступно только в Приштине в Университетском Клиническом Центре Косово.

Транспорт

Транспортное сообщение в основном автомобильное, железных дорог — 333 км, обслуживаются компанией Hekurudhat e Kosovës (Железные дороги Косово).

Экономика


Несмотря на солидные инвестиции со стороны республик бывшей Югославии, Косово было наиболее бедной провинцией этой страны. В 90-е годы, из-за постоянных международных санкций и этнических конфликтов, в стране был экономический кризис. В настоящее время экономика края продолжает находиться в плачевном состоянии: большинство шахт, ГОКов и перерабатывающих предприятий не работают. В упадке находится основная отрасль экономики — сельское хозяйство, некогда очень хорошо развитое. В 2000—2001 годах ВВП страны серьёзно увеличился, но этот рост сменился спадом 2002—2004 годов, когда ВВП уменьшался. На данный момент прирост ВВП страны составляет немногим более 3 % ежегодно. В то же время, более 70 % ВВП составляет сектор услуг. Инфляция невысока, что поддерживается высочайшим (около 50 %) уровнем безработицы. Показатели безработицы высоки — две трети молодежи не имеют работы — потому что сектор «серой» экономики огромен. Однако многие работают за границей и посылают деньги оставшимся дома семьям. Целые поколения косоваров трудились в качестве гастарбайтеров в разных частях Европы. Сегодня их пенсии и пособия — значительный вклад в поддержку Косова.


Все товары, которые импортируются краем, проходят 10 % пошлинный сбор на всех границах, включая Сербию. Внешний долг Косова огромен. Он составляет $ 1,2 млрд — 35 % от ВВП. Погашая этот долг, Сербия выплатила $ 218 млн.


По оценке директора Института перспективных исследований (Приштина) Шпенда Ахмети, импорт Косова составляет около 1,3 млрд евро (1,9 млрд долл.) в год, а экспорт — всего лишь 90-130 млн евро. Основным импортным и экспортным партнером края является Македония (приблизительно €220 миллионов и €9 миллионов), далее идут Сербия (€111 миллионов и €5 миллионов), Германия и Турция.


На территории Косово расположены крупные залежи полезных ископаемых: свинца, цинка, никеля, кобальта, бокситов и магнезита. Запасы редких минералов: индий, кадмий, германий, талий и зеолит. Месторождения лигнита (бурого угля) оцениваются более чем в 15 млрд тонн, что даёт Косово возможность вести их эксплуатацию в течении 150—200 лет, развивая энергетику. В Косово имеются также хромосодержащие руды, но они разрабатываются уже на протяжении столетий, и их запасы практически истощены, также как и запасы никеля и магнезита. Есть небольшие запасы кадмия, меди, серебра и даже золота. Но все это встречается в достаточно низком качестве. Знаменитый комбинат «Трепча», существующий более 70 лет (он объединяет 14 шахт и 8 различных обогатительных фабрик) в последние годы снизил выработку из-за нехватки качественного сырья. Запасы местного угля, которые оцениваются албанцами в 40 млрд тонн, добываются мало.


Сербские эксперты указывают на то обстоятельство, что природные запасы Косова ещё недостаточно изучены. По их мнению, ресурсный потенциал края далек от истощения. Они уверены в наличии там по-прежнему больших запасов угля, свинца, цинка, хрома, золота, серебра и никеля. По сербским оценкам, залежи свинцовых руд в Косове составляют от 70 до 100 млн тонн, лигнита — от 7 до 12 млрд тонн. Однако из имеющихся 16 шахт свинца и цинка работают только 2, из многочисленных угольных карьеров — только один (только он обеспечивает углем ТЭС «Обилич»).


Кроме того, в Косово есть современные фабрики: Мясоперерабатывающий завод Flor-En в районе Суха Река; обувная фабрика Solid, на которой налажено массовое производство обуви как на экспорт, так и для внутреннего рынка.


Официальной валютой края Косово является евро, которое используется UNMIK (United Nations Interim Administration Mission in Kosovo) и правительством. Как и Черногория, Косово использует евро в одностороннем порядке, без подписания соответствующего соглашения с Европейским Валютным Союзом. Сербский динар используется только на территориях, населенных сербами.


В 2007 году бюджет ООН для Косово составил € 150 млн. Ещё € 370 млн косовская экономика получила от албанцев, живущих за рубежом. Эта помощь является основным источником финансов Косова. Огромное значение для экономики края имеет торговля наркотиками, проходящими через край. Годовой оборот наркотической продукции достигает € 1 млрд. Через провинцию проходит до 80 % всех наркотиков, поставляемых в страны Европы. За последующие три года Евросоюз собирается вложить в Косово около 2 млрд евро инвестиций. По оценкам европейских специалистов — это сумма, необходимая для скорейшего подъема экономики края. Особое внимание Евросоюз при этом намерен уделить борьбе с организованной преступностью и наркотрафиком.


Ахмети Кучи, коммерческий директор Solid считает, что изменить текущую ситуацию может не независимость, а снижение налоговых ставок. Куштрим Жакли, предприниматель в области интернет-услуг, считает основной проблемой региона косное мышление и отсутствие традиции расширять частные компании до большего уровня, чем может контролировать одна семья. «Существует страх перед современными технологиями и утратой контроля», — говорит он.


Также важными задачами правительства Косово являются постройка новых школ, аттестация и распределение учителей, а также их профессиональная подготовка. Другие важные задачи — усовершенствовать систему правосудия и заставить работать зачастую коррумпированные суды, а также обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии. Каждодневные отключения электричества в Косово — норма. Также необходимо привлечь иностранные инвестиции.

Культура


 Публичная библиотека ПриштиныДо начала боевых действий на территории края насчитывалось около 1800 храмов и монастырей, 200 из которых древнее XIV века или относятся ко времени провозглашения сербской патриархии (1346 год). Это самая большая концентрация культурно-исторических памятников в Европе.

Современное положение

Сербские и албанские притязания


В XIV веке на территории Косово и Метохии находился центр средневекового сербского государства, а с конца XIII века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). В настоящее время край изобилует памятниками православной архитектуры как средних веков, так и нового времени. В частности, здесь находятся почитаемые православные монастыри Высокие Дечаны, Грачаница, Печская патриархия (серб. Пећка патријаршија). Косово сыграло большую роль в становлении сербского самосознания и национального единства: на его территории в 1389 году произошла битва на Косовом поле, ставшая символом сербского патриотизма и борьбы за независимость, а Печский патриархат в период нахождения Сербии под властью Османской империи служил главным центром сербской культуры и национального движения. В конце XVII — начале XVIII века, однако, значительное число сербов покинуло территорию Косово, а на освободившиеся земли начали переселяться албанцы. Доля албанского населения постепенно росла и к середине XIX века превысила 50 %. В XVIII—XIX веках центр сербского национального движения переместился в Северную Сербию, где в 1817 году было создано автономное, а с 1878 года — независимое Сербское княжество, в то время как Косово стало ведущим центром албанского национального движения и ядром борьбы албанцев за самоуправление и независимость от Османской империи.

 
Притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права, хотя также пытаются подвести под свои притязания историческую основу (существуют как теория иллирийского, так и теория фракийского происхождении современного албанского этноса). Например, известно, что племена фракийцев обитали здесь как минимум с конца второго тысячелетия до нашей эры (предположительно и ранее). Во II веке Птолемей сообщил, что в горах древней Дардании и Македонии обитают альбаны. На территории современного Косова находился основанный во II веке римский город Ульпиана.

Косово под управлением администрации ООН


Косово в составе Сербии


Этнический состав населения Косова: зелёный — албанцы, красный — сербы.После установления в Косове временной администрации миссии ООН значительное число беженцев осталось на территории Сербии, главным образом из числа сербов и цыган. По сербским данным, их число в 2002 году составляло 277 тысяч человек.


23 октября 2004 года под контролем временной администрации прошли выборы в парламент Косова. Большинство голосов (47 %) было отдано Демократическому союзу Косово (лидер — Ибрагим Ругова, умеренные). Демократическая партия Косово (лидер — бывший полевой командир Хашим Тачи) получила 27 % голосов. Ещё один бывший командир Армии освобождения Косова — Рамуш Харадинай — возглавлял партию Альянс за будущее Косово. Все албанские партии выступали за независимость края. Подавляющее большинство косовских сербов выборы проигнорировало — проголосовало около 900 человек, т. е. менее 1 % сербского населения. По их мнению, в крае не было создано нормальных условий для проведения выборов, что доказало очередное кровопролитие в марте 2004 года, когда в результате беспорядков и погромов 19 человек погибли, 4 тысячи сербов и других неалбанцев лишились крова, были сожжены сотни домов и разрушены десятки православных храмов и монастырей.


Количество мест в парламенте Косово распределяется по этническому признаку: этническим албанцам принадлежит 100 мест из 120, остальные зарезервированы за национальными меньшинствами, в том числе 10 — за сербами. Президента и правительство Косова выбирает парламент. В ведении временной администрации миссии ООН находились милиция и система правосудия, гражданская администрация, формирование гражданских институтов и демократизация, восстановление хозяйства и экономическое развития. Постепенно функции внутреннего управления были переданы органам власти Косова.


6 декабря 2004 года правительство Косова возглавил Рамуш Харадинай, обвиняемый в совершении преступлений против мирного населения в годы войны. В марте 2005 года он подал в отставку под давлением европейской общественности и предстал перед Международным трибуналом. Ему на смену пришёл более умеренный Байрам Косуми. После смерти в 2006 году Ибрагима Руговы президентом был избран Фатмир Сейду, а премьер-министром вновь стал бывший полевой командир АОК — Агим Чеку. C 9 января 2008 года правительство Косово возглавляет Хашим Тачи, в прошлом полевой командир Армии Освобождении Косова, подозреваемый в содействии похищениям мирных сербских граждан для последующей продажи их внутренних органов в клиники Европы и Америки.


Первоначально в отношении Косова мировое сообщество пыталось применить формулу «стандарты до статуса», которая предполагала достижение консенсуса между всеми политическими силами и этническими группами, и лишь после этого — определение статуса края. Эта политика, однако, не привела ни к возвращению в край сербов, ни к прекращению насилия. В октябре 2005 года Совет безопасности ООН высказался за начало переговоров о статусе края.


16 февраля 2008 года Евросоюз одобрил размещение миссии EULEX в Косово.

Переговоры по статусу Косова


31 января 2006 на заседании контактной группы по Косову на уровне министров иностранных дел (Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, ЕС и НАТО) было принято заявление, согласно которому «при решении вопроса о статусе Косово необходимо полностью принять во внимание характер косовской проблемы, которая оформилась в результате распада Югославии, последовавших за этим конфликтов, этнических чисток и событий 1999 года, а также его длительного пребывания под международным управлением на основе резолюции ООН 1244». Министры высказались за необходимость предпринять все усилия для достижения договорённости по Косову уже в 2006 году. Россия выступила против установления конкретных сроков урегулирования, так же как и Сербия. Были согласованы три основных принципа переговоров: Косово не может быть возвращено под управление Сербии, не может быть разделено и не может быть присоединено к другому государству. Главой международных посредников по урегулированию проблемы Косова назначен бывший президент Финляндии Марти Ахтисаари.


Переговоры о статусе Косова между сербами и косовскими албанцами начались 20 февраля 2006 года в Вене при посредничестве специального представителя генерального секретаря ООН Марти Ахтисаари. Албанская позиция заключалась в требовании предоставить Косову полной и безоговорочной независимости. Сербия рассчитывала сохранить хотя бы формальный контроль над Косово и настаивала на том, чтобы косовским сербам в местах компактного проживания было предоставлено самоуправление в вопросах здравоохранения, образования, юридической и социальной службы, а также вопросах безопасности. Правовой основой переговоров оставалась резолюция 1244, в которой, в частности, содержалось подтверждение «незыблемости суверенитета и территориального интегритета Федеральной республики Югославия» и не упоминалось ничего большего, чем «предоставление существенной автономии в составе Югославии».